2 комментария

Материальный Мир состоит из отдельных вещей: озеро, дерево, лес, город, река и так далее. Очевидно, что со временем отдельные вещи изменяются: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды». Изменения могут быть случайными или закономерными. Наиболее характерным случайным изменением является броуновское движение частиц. Закономерные изменения бывают двух видов: циклические и направленные. Наиболее характерным примером циклических изменений является движение планет в Солнечной системе: планеты изменяют свое положение относительно Солнца и друг друга, но в целом Солнечная система остается неизменной. Аналогичная картина происходит и в атоме, где электроны непрерывно движутся, но атом остается неизменным.

Направленные изменения бывают двух видов: разрушение и развитие. Примером разрушения является процесс превращения кирпичного дома в груду кирпичей, которые постепенно превращаются в смесь песка и глины. Примером развития является процесс преобразования оплодотворенной клетки, расположенной в курином яйце, в цыпленка, а потом во взрослую курицу.

Инь - Янь и пять стихийВопросам направленного изменения вещей уделяли большое внимание в Древнем Китае еще задолго до Конфуция и Лао-Цзи. Это концепция «Инь — Янь и пять стихий», которая заключается в следующем. Весь мир построен из пяти стихий: Земля, Вода, Воздух, Огонь и Металл. Стихии не могут преобразовываться друг в друга, и количество вещества в каждой стихии остается неизменным. Неизменность количества вещества было открыто в Европе через 3 тысячи лет в виде «Закона сохранения материи», который Ломоносов сформулировал оригинальным способом: «Если чего-то где-то убудет, то того же и столько же где-то добавится».

Инь и Янь являются силами, которые формируют вещи из существующих независимо от них стихий: Янь строит вещи, а Инь их разрушает. Строительство заключается в создании сложной вещи из простых компонент, например, построение дома из кирпичей, а разрушение заключается в преобразовании сложной вещи в компоненты, из которых она состояла. Все изменения в окружающем мире являются проявлением деятельности Инь и Янь.

Концепция Инь-Янь объясняла развитие Мира из неизменного количества исходного вещества. Янь строила наиболее совершенную вещь, которую можно создать из имеющихся компонент: дом можно построить только при наличии кирпичей. Современным языком можно сказать, что атом можно создать только при наличии электронов, протонов и нейтронов, молекулу воды можно создать только при наличии атомов кислорода и водорода, а кристалл льда может возникнуть только при наличии молекул воды. В этой концепции предполагается, что формы вещей существуют задолго до того как Янь их использует для построения новых вещей. Этим объясняется и направленность развития в сторону реализации иерархически более высоких форм, и продолжительность процесса развития.

В настоящее время роль Инь как разрушительной силы недооценивается. На самом деле без разрушения старого нельзя построить новое. Это особенно хорошо видно в геологии: пласты песка и глины образуются из продуктов разрушения гор. В организме человека новые белки, из которых строится тело человека, образуются из аминокислот, которые возникли в результате расщепления белков употребленного мяса.

В средневековой Европе процессами развития никто не занимался, пока в начале 19 века не были однозначно установлены факты формирования Солнечной системы и возникновения человека из одноклеточного организма. Кант и Лаплас построили модель постепенного преобразования однородной газо-пылевой туманности в Солнечную систему, в которой Солнце и все планеты вращаются в одну сторону, в эту же сторону вращаются спутники всех планет и все планеты располагаются практически в одной плоскости. Построенная модель постепенного преобразования туманности с хаотичным расположением частиц в строго построенную систему, которая не изменяется в течении миллиардов лет, была полностью подтверждена всем имеющимся фактическим материалом.

Солнечная система

Еще более интересная картина развития органического мира была обнаружена геологами. В пластах осадочных пород, которые очевидно образовывались постепенно друг за другом, находятся остатки организмов, живших во время образования соответствующего пласта. Оказалось, что в наиболее древних пластах находятся только самые простые одноклеточные организмы типа фораминифер. С уменьшением возраста пластов начинают появляться многоклеточные примитивные организмы типа кораллов, потом рыбы, еще выше земноводные, потом рептилии, млекопитающие и наконец человек. Это явление длилось 2 миллиарда лет и подтверждено огромным количеством фактического материала.

Естествоиспытатели начала 19 века были потрясены величием обнаруженных явлений. Особенно удивляло то, что при резком различии этих явлений они были похожи процессом реализации наблюдаемых изменений: исходный объект (газо-пылевая туманность или одноклеточный организм), имеющий простую структуру закономерно преобразуется в сложный совершенный объект (Солнечная система или Человек).

Немного остынув естествоиспытатели обнаружили,  что аналогичное явление происходит и с человеческим обществом: человечество в виде первобытных племен преобразовалось в высокоорганизованное цивилизованное общество. Подумав еще немного ученые обнаружили, что с подобными явлениями, только значительно меньших масштабов, люди встречаются повсеместно: вишневая косточка преобразуется в плодоносящую вишню, куриное яйцо во взрослую курицу, несущую яйца и так далее. По аналогии с куриным яйцом, все эти явления получили название «Развитие». От философов потребовали объяснить сущность понятия «Развитие».

ГегельЗа дело взялся величайший философ тех времен профессор Берлинского университета  Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Первым делом он заменил понятный всем термин «Развитие» на широко известный термин «Диалектика». Под диалектикой со времен Сократа подразумевали искусство ведения беседы. Этот предмет, наряду с грамматикой и риторикой, входил в программу обучения в начальных учебных заведениях под названием «Тривиум». Отсюда пошло выражение «Тривиально», что обозначало вещи, известные любому человеку, окончившему начальную школу. Гегель не мог не знать значение слова «Диалектика», и тем не менее он придает этому слову совершенно другой смысл. Более того, он разработал «Теорию диалектики», которая должна была объяснить сущность обнаруженных явлений развития.

Гегель утверждал, что развитие происходит в результате того, что исходный «Тезис» преобразуется в «Антитезис», который объединяется с начальным «Тезисом» в «Синтез». Этот процесс называется «Триадой». Образовавшийся «Синтез» становится «Тезисом» новой «Триады», в которой он преобразуется в новый «Антитезис» и так далее. В результате этого процесса исходный «Тезис», например, газо-пылевая туманность,  преобразуется в окончательный «Синтез», например, Солнечная система. Все просто и понятно. Гегель описал не только процесс развития, но и указал причину развития, которая заключается в «Единстве и борьбе противоположностей».

Разработанная «Теория диалектики» не удовлетворяла никаким критериям научной теории, ничего не объясняла, но была с восторгом принята всей научной общественностью. Популярность Гегеля в те времена сопоставима с современной популярностью Эйнштейна. Обстановка науки тех времен хорошо описана в сказке Андерсена «Голый король», где Гегель выступает в роли портных, а роль ученых исполняют придворные короля, которые восторгаются сшитой одеждой из страха прослыть невеждами. Портные предупредили, что одежду могут видеть только образованные люди.

«Теория диалектики» была использована марксистами при разработке «Теории революций», плоды которой мы пожинаем до сих пор. В настоящее время «Теория диалектики» Гегеля продолжает оставаться на вооружении современной философии.

Пожалуйста, поделитесь этим сайтом в Вашей соц.сети:
  1. Мария:

    Ну, Остап! Третий раз читаю эту заметку с неизменным интересом. Как Вам удается простым языком объяснять сложные вещи: Инь, Ян, Диалектика, Триады? А сказка Андерсена!

  2. Остап:

    Спасибо на добром слове.