2 комментария

Дочь. Смотри, как все удачно получилось! Мы в одно и то же время опять встретились в Саржином яру около того бревнышка, на котором вели беседу прошлый раз. Час тому назад я была в Университете, а ты с Олегом в парке Горького. Только благодаря мобильным телефонам мы смогли договориться о месте и времени встречи. Вы с Олегом пешком пришли сюда из парка Горького, а я на метро подъехала до остановки «Ботанический сад». Видишь, как я восхищаюсь достижениями современной техники в лице мобильных телефонов, а ты говорил, что у молодежи, как и у австралийских аборигенов, новинки техники не вызывают особого интереса.

Отец. Ты не восхищаешься возможностями мобильного телефона, с помощью которого два человека, находящиеся в разных местах земного шара могут легко связаться друг с другом, а просто пользуешься им так же, как аборигены довольно быстро освоили огнестрельное оружие и успешно использовали его в борьбе с европейцами. Никакого восхищения оружие не вызывало. Мне в твоем возрасте для того что бы из Киева связаться с Москвой необходимо было не менее чем за два – три дня заказать междугородний разговор, пойти на телефонную станцию и только оттуда, под шорох помех, передать нужные сведения. И это с Москвой. При связи с Владивостоком участвовало, как минимум пять телефонисток, которые последовательно вручную подключали меня к Москве, Екатеринбургу, Новосибирску, Чите, Хабаровску и Владивостоку. Ты можешь представить себе продолжительность этого подключения и качество разговора. Именно поэтому возможности современных мобильных телефонов вызывают у меня восторг.
Ну, хорошо, давай отправим Олега поиграть на детскую площадку, а сами прогуляемся по нашей аллее и поболтаем на философские темы.
Итак, мы закончили на том, что ты назвала меня Карасем из сказки Салтыкова-Щедрина. Эту сказку я не помню, а хорошо знаю сказку «Премудрый Пескарь» того же автора. Ты ответила, что это разные сказки и обещала рассказать их мне.

Д. Вообще то, и эту сказку можно было бы применить к тебе, но я имела в виду сказку «Карась-идеалист». Между прочим, обрати внимание, что и в России есть очень содержательные сказки, а не только сказки об Иванушке дурачке. В сказке «Карась-идеалист» описан карась, который много раздумывал, беседовал с ершом, роль которого исполняю я, задумался о справедливости и возмущался произволом щуки. Однажды он не вытерпел и, глядя щуке прямо в глаза, гаркнул:
— Знаешь ли ты, что такое справедливость?
Щука разинула рот от удивления, потоком воды карася втянуло в рот и, совершенно не желая проглотить карася, она его проглотила. То же самое может произойти и с тобой, а заодно и меня прихватят как соучастницу.

О. Как ты видишь, мы разговариваем наедине, с целью сформировать у себя внутри истинное мировоззрение, которое только и может сделать человека счастливым. За внутренние убеждения не наказывало даже КГБ, пока человек не начинал проповедовать свои взгляды. Ты привела очень удачную сказку о карасе и щуке. Щука проглотила карася только тогда, когда он начал высказывать свои взгляды. Имей это в виду, когда передаешь своим друзьям отрывки из наших бесед, но и в этом ничего опасного нет, так как в твоем изложении трудно уловить систему, кусочками которой ты оперируешь. Опасность для существующего порядка представляет только целостная система. Идею может победить только идея. Обрати внимание, как тщательно отрабатывалась теория марксизма-ленинизма, которая претендовала на роль идеологии масс, в противовес христианству.

Д. Если так подходить, то ты превратишься в премудрого пескаря из известной тебе сказки Салтыкова-Щедрина. Пескарь мудрствовал, мудрствовал у себя в норке, а потом и умер. Даже щука не захотела есть хилого умирающего пескаря, да к тому же еще и премудрого.

О. Не совсем так. Древние греки считали, что не надо проповедовать, но надо быть проповедником, то есть не надо лезть к людям со своим учением, но надо иметь целостное мировоззрение, которое можно было бы проповедовать. Апостол Павел говорил: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». Под спасенным он подразумевал человека, исполнившегося святого духа. Это значит, что человек осознал реальность не только материального видимого мира, но и духовного невидимого, и наличие святого Творца. Он говорил, что человек исполнившийся святым духом, напоминает ему корабль с наполненными ветром парусами, который под руководством кормчего плывет куда ему надо. Остальные люди представляются ему в виде таких же кораблей с исправными парусами и рулем, но команда которых, не умеет всем этим пользоваться. Эти корабли болтаются по воле волн, сталкиваются друг с другом, натыкаются на подводные скалы и тонут, а между ними гордо проплывают корабли с наполненными парусами и счастливой командой, которые плывут куда им надо. Команды болтающихся кораблей с завистью смотрят на корабли с наполненными парусами, и вместо того, чтобы задуматься, чем они отличаются от тех и постараться стать такими же, начинают завидовать командам тех кораблей, проклинать их и стараются сделать все возможное, чтобы потопить корабли с наполненными парусами.

Д. Очень наглядная картина, и она близка к истине. Я, конечно, больше напоминаю болтающийся корабль, а ты уж точно являешься человеком исполнившимся святого духа. Но я не просто болтаюсь, а стремлюсь понять, как пользоваться рулем и ветрилами. Во всяком случае, камни в тебя не бросаю, а сама затеваю беседы, чтобы извлечь истину и воспользоваться ею в жизни.

О. О резком разделении людей на две категории говорит не только христианство, называя таких людей рожденными свыше, а и буддизм в виде просветленных или «Будд». В Китае их называли достойные мужи, в Индии бодхисатвы, а в древней Греции – мудрецы.

Д. Да — да! В психологии в настоящее время всех людей делят на две категории: интроверты и экстраверты. Экстраверты воспринимают все так, как они его видят, и реагируют только на мнение других людей. Интроверты стараются познать сущность явлений и оценивают происходящее с внутренней точки зрения, основанной на соответствие событий воле Высших сил. Интроверты больше всего соответствуют названию просветленный.
Все это так, но мы говорили о том, что надо делать, чтобы не превратится в премудрого пескаря, который так и умер у себя в норке никем не замеченный.

О. Насчет незамеченного. Ты сначала реши для себя вопрос, что для тебя важнее: быть счастливой или замеченной.

Д. О!!! Это такой важный вопрос, что лучше рассмотрим его в следующей беседе. Сейчас ты столько нагородил, что потребуется три дня для переваривания информации, тем более, что наши беседы – это развлечение, а не работа. Основное мое занятие – артпсихология. Это новое направление в психологии, и там есть над чем думать. Великие учения, о которых мы говорим, здесь не помогут.

О. Я бы так не сказал. В любом деле надо иметь твердую основу. Сократ проводил философские беседы даже с торговцами на рынке и гетерами, и они слушали его с большим вниманием.

Д. Все это так, но уже поздно, и пора идти домой. То, что мы не рассмотрели до конца ни одного вопроса, так это даже лучше: есть над чем подумать в свободное время. Обрати внимание, как заканчиваются диалоги у Платона. Все они обычно обрываются на полуслове. Сократ никогда не подводил итог беседы.
Пойду, заберу Олега и поеду домой, а ты же собирался съездить на книжный рынок. Пока!

Пожалуйста, поделитесь этим сайтом в Вашей соц.сети:
  1. Мария:

    Прекрасная иллюстрация выражения «Исполниться Святого Духа» в виде кораблей с наполнившимися парусами. Особенно наглядно описано поведение команд кораблей, у которых есть и паруса и руль, но они не умеют ими пользоваться.

    Действительно, задатки разума есть у всех людей, но способностью разумно мыслить обладают очень не многие.

  2. Остап:

    Для того чтобы задатки разума превратить в способность разумно мыслить необходимо обладать Истинным Мировоззрением. Исходные данные для этого приведены в моих «Заметках».