4 комментария

Дочь. Фу! Слава Богу, все успела и вложилась в 25 минут. Сейчас мы можем свободно продолжить нашу беседу. Так! На чем мы остановились? А! Вспомнила. Мы говорили о том, что у нас с тобой еще очень много тем для бесед.

Отец. У тебя слишком большие планы. Мало ли что может произойти. Например, мне надоест с тобой беседовать, или просто мне тяжело будет общаться с тобой, учитывая возраст, или ты вдруг влюбишься в кого-то, и тебе будет не до философии. Да и мало ли что может произойти в стране. Например, новая перестройка или наоборот реставрация старого режима, когда придется добывать кусок хлеба, а не вести философские беседы. Прав был Сенека, который сказал: «В жизни надо философствовать и смеяться, но для того, чтобы философствовать, надо жить». Ему самому пришлось покончить с собой в 65 лет по приказу своего ученика императора Нерона. Это я говорю для того, чтобы ты старалась получить удовольствие и пользу от каждой беседы, независимо от того удастся ли провести весь цикл бесед о Великих учениях Востока и Запада. В индуизме такой подход формулируется следующим образом: «О плодах не заботься». Это не значит, что не надо задумываться о том, что ты делаешь. Они всегда призывают делать только то, что нужно, и поступать правильно, но при этом не переживать, если по объективным причинам не удалось довести задуманное дело до конца. Обстоятельства, в которых живет человек, определяются не им, и если они изменились так, что пришлось прекратить начатое дело, то не стоит переживать. Самое главное, чтобы ты действовал правильно, и в этом случае деятельность принесет тебе удовольствие. Даже больше того. Удовольствие, получаемое от выполнения определенной работы, является признаком того, что ты занят благим делом и действуешь правильно. Даже если работа была прервана не по твоей вине, то ты уже награжден удовольствием, которое получил.

Д. О принципе «О плодах не заботься» слышала давно, но никогда не задумывалась о его сути. Больше того. Внутренне я его не принимала. Как это не переживать о том, получится ли у тебя то, что задумал. Если ты не заинтересован в результате, то зачем что-то делать, если тебя не заставляют. Можно пострадать, зато потом ты будешь вознагражден. Все христианство на этом построено, а все мы, хотим ли этого или не хотим, впитываем христианские идеи с молоком матери, даже если мать не ходит в церковь. Все западное искусство построено на христианских идеях, а с восточным искусством мы почти не знакомы. Что значит получать удовольствие от того, что делаешь? Мы воспитаны на принципе: «Важен результат».

О. Так оно и есть, но это не значит, что это правильно. Повторяю. Индуисты считают, что надо стремиться получать удовольствие от того, что делаешь. Но это не значит, что надо делать только то, что нравится. От тебя, в большинстве случаев, не зависит, что приходится делать, но если это правое дело, то всегда можно получить удовольствие от выполняемой работы. Самое важное, чтобы дело было правое. Есть принцип: «Стремись не выбирать работу, которая тебе нравится, а постараться сделать так, чтобы тебе нравилось то, что ты делаешь». Когда учился в университете, у нас был предмет «Атеизм». У всех он вызывал отрицательную эмоцию, а я рассматривал «Атеизм» как способ получить представление о мировоззрении других народов, с представителями которых мог встретиться в жизни. Да и русские люди воспитаны на христианстве, а в наше время мы о христианстве ничего не знали. Библия была одной из самых запрещенных книг. Если у кого-то при возвращении из-за границы обнаруживали Библию, то он автоматически становился неблагонадежным со всеми вытекающими отсюда последствиями. Изучение атеизма давало возможность в специальном читальном зале университетской библиотеки брать и Библию, и Коран, и Веды. Знание всех религий мира, с одной стороны, повлияло на мое мировоззрение, а, с другой – облегчило общение с православными верующими, а также мусульманами и буддистами, с которыми пришлось общаться и на работе и в армии. Само изучение атеистической литературы доставляло мне удовольствие, что вызывало недоумение у однокурсников, которые с большим трудом впихивали в себя программный материал, чтобы поскорее его забыть после сдачи зачета. О реакции студентов на мою заинтересованность диалектическим материализмом и научным коммунизмом я уже говорил.

Д. Да, это я помню, но на меня произвело большее впечатление твоя реакция на резкое изменение темы исследований, которыми ты занимался в Норильске. Вечером, за ужином вы с мамой обсуждали дела на работе. Мы с Тарасом называли эти обсуждения «Наш сериал», по аналогии с телевизионными сериалами. Как я сейчас вспоминаю, этот сериал нас интересовал больше, чем программы по телевизору. Мы хорошо знали фамилии, должности и черты характера основных участников. С многими из них познакомились во время коллективных выездов за грибами или ягодами. Тех, кого мы не видели, вы показали нам на фотографиях. Одним словом, главные герои сериала нам были знакомы и мы с большим интересом слушали ваши рассказы о происшествиях на работе. Из этих сериалов я поняла, что ты с большим интересом занимался решением задач по разработке новых методик разведки. Вы были новыми людьми в Норильске, но с большим геологическим опытом работы в других организациях. Особенность Норильска в том, что прежде здесь работали только заключенные и охрана. У людей выработалось отрицательное отношение к работе, которую прежде выполняли заключенные, и презрительное отношение к подчиненным, как у лагерного начальства. Мы приехали в Норильск, когда прошло больше тридцати лет после отмены лагерного режима, но лагерный дух остался. Твоя заинтересованность в работе воспринималась как оскорбление существующему порядку.

О. Ты правильно поняла ситуацию в Норильске. Но, наверное, не только из наших разговоров. Лагерный дух чувствовался и в школе и на улице в виде ржавых труб, ядовитого воздуха и отравленной природы. Само пребывание в Норильске, даже в хорошо благоустроенных квартирах, рассматривалось как наказание. На вопрос : «Где ты живешь?» норильчанин отвечал, что живет он на материке, а в Норильске только работает, даже если живет в Норильске уже 30 лет. Мне запомнился один эпизод в кабинете начальника партии, расположенной далеко за городом на берегу Норилки. Из окна кабинета открывался прекрасный вид на реку, горы, тундру и автомобильный мост из стальных конструкций через Норилку. Прямо живая картина на тему «Природа и искусство». Начальник партии сидел в этом кабинете больше 10 лет, но когда я обратил его внимание на прекрасный вид, он удивленно посмотрел в окно и действительно восхитился открывающимся пейзажем. По всей вероятности, он поделился этим впечатлением с другими сотрудниками, в результате чего все стали смотреть на меня как на предателя.

Д. Об этом случае ты не рассказывал раньше, а вот о том, как реагировали на вашу с мамой увлеченность работой, вы говорили довольно часто. Что бы поставить вас на место использовали прием перевода на другую работу.

О. Да. Мы занимались сейсморазведкой, но когда была разработана методика изучения глубоких горизонтов и были получены первые положительные результаты опробования методики в поле, нас срочно перевели на исследование скважин. Пропало три года исследовательских работ, но оказалось, что новый участок тоже очень перспективный. Совершенствование методики геофизических исследований скважин позволяло сократить количество участков со сплошным отбором керна. Напомню, что отбор керна, это подъем с глубины 1,5 – 2 километра кусочка горной породы. Это очень трудоемкая работа, а геофизические исследования скважин позволяли определять литологию пройденных скважиной пород по значениям физических параметров, получаемых в результате исследований в скважинах. Итак, только мы опробовали разработанную методику и занялись внедрением ее в производство, на что ушло два с половиной года, нас перевели на изучение физических свойств горных пород. Это считался самый позорный участок. Для того, чтобы наказать одного ведущего специалиста его перевели на изучение физических свойств, после чего он сам перевелся в другую экспедицию. Все ожидали, что мы скиснем на этой рутинной работе, но оказалось, что это тот самый терновый куст из известной английской сказки.

Д. Вообще-то в детстве почитала много сказок, но сказки о кролике и терновом кусте не помню. С кроликом у меня ассоциируется Вини Пух и Пятачок, а с терном – терновый венок, который одели на голову Иисуса Христа его враги.

О. Вообще-то английские сказки очень содержательные. Вы с Тарасом прекрасно знаете сказку о трех поросятах. Вспомни, какая она поучительная. Конечно, все хотели бы быть такими же предусмотрительными, как Наф-Наф. Это тебе не сказки об Иванушке дурачке, которые призывают сидеть на печи и ждать чуда в виде волшебной щуки, которая может выполнить любое твое желание. Суть сказки о Кролике в том, что он жил по соседству с Волком, который все время хотел ему напакостить. Этот сюжет лег в основу цикла мультфильмов «Ну, заяц, погоди!», хотя эти мультфильмы еще более содержательные, чем английская сказка. Здесь рассмотрены специфические для советских времен отношения между партией (Волк) и интеллигенцией (Заяц). Причем, сама форма рассмотрения этих отношений в виде детских мультиков являлась выражением тех же отношений между интеллигенцией и партией. Ну как партийная цензура могла придраться к детским мультикам! При выходе очередного мультика цензуре оставалось только сказать: «Ну, заяц, погоди!». Если вернуться к сказке об английском кролике, то там волку, наконец удалось словить кролика. Кролик взмолился: «Делай со мной что хочешь, только не бросай меня в терновый куст!». Волк угрожал кролику всякими пакостями, но тот просил только ни в коем случае не бросать его в терновый куст. Когда волк, чтобы доставить кролику самую большую неприятность, все-таки бросил его в терновый куст, тот запел: «Терновый куст мой дом родной!!!». Оказывается, что кролики роют свои норки в густых кустах, где их не могут достать ни орлы, ни лисицы, ни волки. В этом отношении терновый куст подходит для кролика лучше всего, потому, что на ветках терна много колючек, через которые не могут пролезть все враги кролика, а он сам свободно лазил под кустом, где колючек нет.

Д. Очень интересная сказка, только какое отношение к тебе имеет терновый куст?

О. Дело в том, что еще в Крыму я занимался созданием электронной базы данных о скоростях для территории Крымского полуострова и акватории Черного моря. На эту тему написал диссертацию и получил ученую степень кандидата геолого-минералогических наук. Имеющиеся наработки на 70% можно было использовать для обобщения физствойств на территории Таймырского полуострова, тем более, что в настоящее время на смену громоздким и маломощным ЭВМ типа «Минск 2», пришли персональные компьютеры. Ты даже не можешь себе представить разницу между электронной вычислительной машиной (ЭВМ) и персональным компьютером, который вы небрежно называете персоналкой. Ты скажешь, что все развивается. На смену повозкам, запряженным лошадьми, пришли автомобили. Все это так, но разница между ЭВМ и персоналкой в тысячи раз больше, чем между повозкой и автомобилем. Это совсем другой уровень, хотя и те и другие используются для обработки информации. В этом отношении примечательно воспоминание Дарвина, о том, как австралийские аборигены воспринимали приезд европейцев на парусных кораблях. Аборигены охотно рассматривали корабль, паруса, пушки, ружья и все остальное, но особое внимание вызвали у них шлюпки. Они с восторгом смотрели на весла с уключинами и руль. Просили разрешить им погрести и порулить. Их восторгу не было предела. Дарвин удивился: ну разве можно сравнить устройство парусного корабля со шлюпкой, а потом понял, что корабль был для них чем-то совершенно новым, а шлюпка исполняла ту же роль, что и пирога, которыми аборигены широко пользовались. Так вот, современная молодежь воспринимает персоналки, как австралийские аборигены воспринимали парусный корабль: это просто новый объект, который надо изучить и использовать в жизни. Они совершенно не задумываются откуда взялась персоналка, как древние земледельцы не задумывались, почему зерно прорастает и дает урожай. Они просто сеяли и собирали урожай. В этом отношении древние китайцы резко отличаются от европейцев. Они во всем видели заслугу предков, которые своим трудом создали большую часть того, что имеют современные люди: язык, письмо земледелие скотоводство, дома и многое другое, включая жизнь, которую они дали современным людям. На этой почве возник культ предков, который сохранился и по настоящее время. Европейцы, вооруженные христианским мировоззрением, воспринимают все как подарок от Творца, и ждут еще больших подарков.

Д. Папа! Мы так увлеклись беседой, что уже четыре раза прошлись по дорожке туда и обратно. Мы очень далеко ушли от роли Инь-Ян в геологии, с которой начали нашу беседу. Давай посидим на бревнышке, помолчим, отдохнем и пойдем домой. Беседу можно будет продолжить следующий раз.

Пожалуйста, поделитесь этим сайтом в Вашей соц.сети:
  1. Мария:

    Вы часто оперируете понятием Человечество. Что Вы подразумеваете под этим словом?

  2. Остап:

    Население Земли составляет около 7.8 миллиардов

    человек. Для большинства людей это большая цифра, вот и все.

    Однако, если вы посчитаете 7.8 миллиарда человек в мире за 100

    человек, эти проценты станут более понятными.

    * *

    Из 100

    — 11 находятся в Европе

    -5 находятся в Северной Америке

    -9 находятся в Южной Америке

    -15 находятся в Африке

    -60 находятся в Азии

    * *

    --49 живут в деревне

    -51 живут в городах

    * *

    --12 говорят больше по-китайски

    -5 говорят больше по-испански

    -5 говорят по-английски

    -3 говорят больше на арабском

    -3 говорят на хинди

    -3 говорят на бенгальском

    -3 говорят по-португальски

    -2 говорят по-русски

    -62 говорят на своем языке

    * *

    -77 имеют собственные дома

    -23 негде жить

    * *

    -21 человек переедает

    -63 может съесть сколько хочет

    -15 человек недоедает

    * *

    Суточная стоимость жизни 48 человек составляет менее 2

    долларов США

    * *

    -87 человек имеют чистую питьевую воду

    -13 либо не имеют чистой питьевой воды, либо имеют доступ к

    загрязненному источнику воды

    * *

    -83 умеют читать

    -17 человек неграмотны

    * *

    -33 христиане

    -22 мусульмане

    -14 индусов

    -7 буддистов

    -12 другие религии

    -12 не имеют религиозных убеждений

    * *

    -26 живут менее 14 лет

    -66 умерли в возрасте от 15 до 64 лет

    -8 человек могут дожить до 65 лет.

  3. Мария:

    Ну, Вы даете!

    Всю жизнь прожила в крупных городах и считала, что Человечество это население одного очень большого города. Вы убедительно показали, что Человечества нет, а есть только пестрая толпа.

    Вы считаете, что с этими людьми можно освоить галактику Млечный путь?

  4. Остап:

    Действительно, на сегодня Человечества нет, а есть только население Земли.

    Это население может превратиться в единый коллектив, если все поверят что:

    1. Все мы находимся в одной лодке и можем или все погибнуть или все спастись.

    2. Спасение принципиально возможно, если все объединятся общей целью.

    3. Объединить людей на общее дело может только Истинное Мировоззрение.

    4. Описание Истинного Мировоззрения приведено в моих «Заметках».