Дочь. Ну вот! Мы снова пришли на родник, и как планировали, в хорошую солнечную погоду. Давай расположимся на травке, окунемся в роднике, позагораем, а потом погуляем по той тропинке, о которой я говорила прошлый раз, и продолжим разговор про древнекитайскую концепцию Инь и Ян.
Отец. Ты правильно заметила, что беседовать лучше во время прогулки по тенистой аллее, а не лежа под солнцем. Казалось бы, загорая под ласковым солнцем можно было бы беседовать о чем угодно. Но это не так. Процесс загорания – это прием солнечно-воздушной ванны. При переваривании воздействия солнца и воздуха расходуется психическая энергия человека. Только в этом случае процесс загорания принесет пользу для организма. Необходимо расслабиться и ни о чем не думать, а беседы на философские темы, даже в непринужденной форме, требуют расхода психической энергии, общее количество которой ограничено. Об этом говорил еще Юнг, используя термин либидо для обозначения психической энергии.
Д. Ты, наверное, забыл, что я психолог и все это хорошо знаю.
О. Нет, не забыл, но уверен, что ты знаешь об ограниченности либидо только теоретически. Думаю, что ты никогда не планировала расход своей психической энергии, а к этому необходимо подходить так же как к планированию расхода времени, сил и денег. В молодости люди тренькают свою энергию направо и налево, и только в зрелом возрасте начинают понимать цену тому, что имеют. Чем раньше ты это осознаешь, тем лучше для тебя.
Д. Все правильно. Давай побыстрее окунемся в роднике и погреемся на солнце. При этом мы не только накопим психическую энергию, но и укрепим здоровье. Ты правильно заметил, что количество либидо, которым обладает человек ограничено, но это количество у разных людей разное, а у одного и того же человека зависит от состояния его здоровья. Дело в том, что из общего количества психической энергии, вырабатываемой организмом, либидо, то есть энергия, которую человек расходует по своему усмотрению, составляет только часть. Остальная энергия расходуется подсознательно на обслуживание организма, заключающееся в техосмотре состояния органов и в их техобслуживании. Если усилием воли человек увеличивает расход энергии на решение своих задач, то состояние органов ухудшается, появляется болезнь и уменьшается общее количество вырабатываемой энергии. Постой! Что это я тебе рассказываю? Это же ты мне еще в Талнахе рассказывал о выработке и расходовании психической энергии. Я так часто использовала эту концепцию в беседе с коллегами, что посчитала, что это я сама придумала.
О. Ладно, но мы говорим сейчас о Китае, а там подобными вопросами не занимались. В древни времена психикой человека занимались только в Индии. Применительно к психической энергии больше всего относится понятие чакры, но об этом поговорим, когда доберемся до индийских учений. Сейчас давай позагораем и помолчим. Между прочим, еще Сократ говорил, что во время бесед надо делать перерыв.
----------
----------
О. Ну вот, мы выкупались, позагорали, накопили энергию, а теперь давай прогуляемся по тенистой алее и продолжим беседу об Инь и Ян.
Д. Давай, быстренько вставай, и пойдем в парк. Откровенно говоря, я лежала и думала об этой китайской концепции. С твоих слов, китайцы одинаково относились и к Инь и к Ян. Это мне не совсем понятно. Ян создает, а Инь разрушает. Люди пользуются тем, что создает природа. Да и с человеком: Ян содействует рождению ребенка, а Инь вызывает смерть человека. Как при этом можно не восхищаться Ян и не осуждать Инь?
О. Именно по этому пути и пошла цивилизация Междуречья, когда туда добралась эта китайская концепция. Дело в том, что в Междуречье культурные поселения, расположенные вдоль Тигра и Евфрата, были окружены полудикими кочевыми племенами, которые с целью грабежа нападали на культурные поселения, сжигали поселки и разрушали ирригационные сооружения, на которых была основана вся экономика центров цивилизации. В этой обстановке идея Инь связалась с дикостью, разрушающей достижения цивилизации, развитию которой помогал Ян. Появилась концепция двух враждующих сил — Добра, олицетворением которой явился Ормузд и Зла, которое олицетворял Ариман. Концепция двух сил, ведущих непримиримую борьбу, легла в основу зороастризма, являющегося мировоззрением цивилизаций Междуречья (Вавилон, Ассирия и Персия).
Д. Постой. Понятия Добра и Зла являются основой мировоззрения и Христианства, охватившего всю Европу.
О. Если быть более точным, то концепция Добра и Зла лежит в основе не только христианства, но и иудаизма и ислама, то есть в основе всех монотеистических религий, но здесь Бог значительно сильнее Дьявола. Идея всесильного Бога родилась в Египте, на основе образа фараона которому никто не мог помешать, и по одному слову которого пустыня могла превратиться в оазис. Древние иудеи взяли эту идею из Египта, но отказаться полностью от двух противоборствующих богов не смогли. Появилась идея Дьявола, который, конечно, слабее Бога, и Бог, конечно, его победит. Да и людям такая ситуация была удобна, потому что всегда можно было сослаться на происки Дьявола.
Д. Ну ты даешь! Разговор начался с названия кафе «Инь-Ян», о значении которого никто не задумывается, и перешел на развитие культуры всего человечества. Ты очень наглядно показываешь, как одна и та же идея воспринимается людьми, находящимися в разных условиях.
О. Ничего удивительного. Именно в этом заключается цель деятельности «Нового Акрополя», с обсуждения лекций которого мы и начали первую беседу. Хорошо, но давай все-таки вернемся к древнему Китаю, заложившему основы мировоззрения всего человечества. Итак, китайцы рассматривали Инь и Ян как две взаимодействующие силы, вызывающие изменения в окружающем мире. Китайцы ясно видели, что это противоположные силы только по способу действия, а не по цели. Для наглядности Ян ассоциировался со светом, а Инь с тьмой или с теплом и холодом, но никогда эти силы не боролись друг с другом, а взаимодействовали. Очень скоро возник вопрос: «Для чего все это происходит?». Ответ на этот вопрос тоже был на поверхности. В древнем Китае происходило постепенное освоение новых территорий вниз по течению Хуанхэ. Отдельные поселки объединялись в сначала мелкие коллективы, а потом в царства, которые создавались для решения вопросов, представляющих общие интересы. Здесь не было никакого насилия. Наличие царя улучшало жизнь каждого китайца. Тогда возникло изречение: «Для китайца жизнь без царя хуже, чем для других народов жизнь с царем». Все видели, что без вмешательства отдельных личностей происходит постепенное улучшение жизни людей благодаря развитию общества. Что-то разрушалось, а из обломков создавалось что-то более прогрессивное. В результате объединения концепции Инь-Ян с идеей развития возникла мысль о генеральном плане развития всего мира, реализацией которого и занимаются эти силы. Генеральный план развития получил название Дао. Этим же термином обозначалась и конечная цель развития. Это объясняется особенностью китайского письма, где отдельным иероглифом обозначался и процесс деятельности и результат.
Д. Ты, как всегда, ко всему подходишь глобально. Начали разговор об Инь и Ян, которые сейчас воспринимаются как детские игрушки, а ты увязал их с Дао, которым и сейчас никто не шутит. Дао рассматривается на уровне понятий Бог, Аллах, а этими словами никто не назовет кафе, даже самые отъявленные атеисты. Ну ладно. Давай вернемся к Инь и Ян, о которых ты говорил что эти понятия тесно связаны с геологий. Насколько мне известно, китайцы геологией не занимались.
О. Насчет занятий геологией в Древнем Китае ты ошибаешься. Китайцы знали секреты изготовления бронзовых изделий еще в начале второго тысячелетия до нашей эры, о чем свидетельствуют археологические находки. Огромные бронзовые вазы и другие изделия из бронзы, да еще в большом количестве, не могли быть привезены из Вавилона через пустыню Гоби. Связь с Западом существовала, о чем свидетельствует знакомство вавилонян с концепцией Инь-Ян, но, по всей вероятности, это были очень редкие переходы единичных путешественников, таких как Марко Поло, который был первым европейцем, попавшим в Китай в 13 веке. Если бронзовые изделия изготавливались в Китае, то и производство бронзы происходило здесь же, а для этого были необходимы руды, содержащие олово и медь. Поисками месторождений этих руд и занимались первые геологи. Другой, очень важной для Китая задачей, были поиски подземных вод для заложения колодцев в пустыне. Одним словом, геологической деятельностью китайцы занимались, и, как видно из археологических раскопок, довольно успешно. Конечно, у древних геологов не было научных концепций, которые упрощают поиски и разведку месторождений полезных ископаемых. И уж точно, в своей работе они не использовали понятия Инь и Ян. Разведка велась на интуитивном уровне, что само по себе интересно, и об этом мы еще поговорим, если тебе не надоест беседовать со стариком.
Д. Насчет того, что мне надоест беседовать с тобой, то ты ошибаешься. Во-первых, мы беседуем довольно редко, во время твоих приездов в гости, во-вторых, ты не навязываешься с беседами, как обычно бывает со старыми людьми, а я сама их начинаю. Откровенно говоря, сначала я поддерживала беседы с тобой для получения нестандартной информации, которой пользовалась во время контактов с коллегами и другими образованными людьми. В некоторых случаях, отдельные твои высказывания воспринимались с большим интересом. Для того, чтобы эти мысли не выглядели как отрыжка не переваренного куска пищи, мне пришлось их обдумать и увязать со стандартной информацией, которой владели мои собеседники. В результате такого переваривания, эти мысли стали частью мировоззрения и начали положительно влиять на мой образ жизни. Сейчас я вполне согласна с древними греками, которые говорили, что философские беседы не только интересны, но и полезны. Будем надеяться, что нам удастся еще много раз поговорить на эти темы, тем более что мы до сих пор не вышли еще из учений Древнего Китая, а впереди учения Египта, Индии, Вавилона, Греции и Рима, средневековых арабов, европейского Возрождения, да и современные философы кое-что добавили в мировую сокровищницу........... Ой! Извини, тут звонит очень серьезный человек.
-------
-------
Д. Мне срочно надо сходить на остановку метро «Ботанический сад» и взять важные документы. Это займет не больше 30 минут. Посиди на вот этом бревнышке, отдохни. Я скоро вернусь, и мы продолжим нашу беседу.
Я – врач, в институте изучала психологию, и, конечно, с понятиями Психической энергии и Либидо знакома, но ни в жизни, ни на работе никогда ими не пользовалась.
Вы – геолог, но свободно оперируете этими понятиями и в тексте и, по всей вероятности, в жизни.
Особенно удивило удачное выделение Либидо, как части психической энергии, которой человек оперирует сознательно. Обычно эти понятия рассматриваются как синонимы.
Философия этими вопросами вообще не занимается.
Как это получилось?
Ваш вопрос напомнил мне сценку в ателье по пошиву мужской одежды: в центре стоит Райкин в несуразном пиджаке и возмущается качеством выполнения заказа, перед ним заведующая ателье, а вокруг мастера по пошиву. Заведующая никак не может понять, к какой части пиджака у него претензии. Вот стоят все мастера, которые принимали участие в пошиве пиджака: Петров – шил правый рукав, Иванов – левый, Сидоров – воротник, Домовская – спинку и так далее. Чем Вы недовольны? Райкин стоит в растерянности и спрашивает заведующую: а Вы что делали?
Заведующая ответила: я пришиваю пуговицы. У Вас есть претензии к пуговицам?
Райкин: «Нет. Пуговицы пришиты намертво».
Так и в жизни: медики занимаются телом человека, психологи – психикой, философы – Вселенной.
Я занимаюсь системой Вселенная – Человек, с точки зрения оптимизации взаимодействия этих частей по критерию максимально счастливой жизни.
В результате взаимодействия со Вселенной человеческий организм вырабатывает психическую энергию, а с помощью Психики организует ее оптимальное использование. Чем больше будет выработано энергии и чем рациональнее она будет использована, тем счастливее будет жить человек.