2 комментария

Дочь. Ну вот! Мы снова пришли на родник, и как планировали, в хорошую солнечную погоду. Давай расположимся на травке, окунемся в роднике, позагораем, а потом погуляем по той тропинке, о которой я говорила прошлый раз, и продолжим разговор про древнекитайскую концепцию Инь и Ян.

Отец. Ты правильно заметила, что беседовать лучше во время прогулки по тенистой аллее, а не лежа под солнцем. Казалось бы, загорая под ласковым солнцем можно было бы беседовать о чем угодно. Но это не так. Процесс загорания – это прием солнечно-воздушной ванны. При переваривании воздействия солнца и воздуха расходуется психическая энергия человека. Только в этом случае процесс загорания принесет пользу для организма. Необходимо расслабиться и ни о чем не думать, а беседы на философские темы, даже в непринужденной форме, требуют расхода психической энергии, общее количество которой ограничено. Об этом говорил еще Юнг, используя термин либидо для обозначения психической энергии.

Д. Ты, наверное, забыл, что я психолог и все это хорошо знаю.

О. Нет, не забыл, но уверен, что ты знаешь об ограниченности либидо только теоретически. Думаю, что ты никогда не планировала расход своей психической энергии, а к этому необходимо подходить так же как к планированию расхода времени, сил и денег. В молодости люди тренькают свою энергию направо и налево, и только в зрелом возрасте начинают понимать цену тому, что имеют. Чем раньше ты это осознаешь, тем лучше для тебя.

Д. Все правильно. Давай побыстрее окунемся в роднике и погреемся на солнце. При этом мы не только накопим психическую энергию, но и укрепим здоровье. Ты правильно заметил, что количество либидо, которым обладает человек ограничено, но это количество у разных людей разное, а у одного и того же человека зависит от состояния его здоровья. Дело в том, что из общего количества психической энергии, вырабатываемой организмом, либидо, то есть энергия, которую человек расходует по своему усмотрению, составляет только часть. Остальная энергия расходуется подсознательно на обслуживание организма, заключающееся в техосмотре состояния органов и в их техобслуживании. Если усилием воли человек увеличивает расход энергии на решение своих задач, то состояние органов ухудшается, появляется болезнь и уменьшается общее количество вырабатываемой энергии. Постой! Что это я тебе рассказываю? Это же ты мне еще в Талнахе рассказывал о выработке и расходовании психической энергии. Я так часто использовала эту концепцию в беседе с коллегами, что посчитала, что это я сама придумала.

О. Ладно, но мы говорим сейчас о Китае, а там подобными вопросами не занимались. В древни времена психикой человека занимались только в Индии. Применительно к психической энергии больше всего относится понятие чакры, но об этом поговорим, когда доберемся до индийских учений. Сейчас давай позагораем и помолчим. Между прочим, еще Сократ говорил, что во время бесед надо делать перерыв.

----------

----------

О. Ну вот, мы выкупались, позагорали, накопили энергию, а теперь давай прогуляемся по тенистой алее и продолжим беседу об Инь и Ян.

Д. Давай, быстренько вставай, и пойдем в парк. Откровенно говоря, я лежала и думала об этой китайской концепции. С твоих слов, китайцы одинаково относились и к Инь и к Ян. Это мне не совсем понятно. Ян создает, а Инь разрушает. Люди пользуются тем, что создает природа. Да и с человеком: Ян содействует рождению ребенка, а Инь вызывает смерть человека. Как при этом можно не восхищаться Ян и не осуждать Инь?

О. Именно по этому пути и пошла цивилизация Междуречья, когда туда добралась эта китайская концепция. Дело в том, что в Междуречье культурные поселения, расположенные вдоль Тигра и Евфрата, были окружены полудикими кочевыми племенами, которые с целью грабежа нападали на культурные поселения, сжигали поселки и разрушали ирригационные сооружения, на которых была основана вся экономика центров цивилизации. В этой обстановке идея Инь связалась с дикостью, разрушающей достижения цивилизации, развитию которой помогал Ян. Появилась концепция двух враждующих сил — Добра, олицетворением которой явился Ормузд и Зла, которое олицетворял Ариман. Концепция двух сил, ведущих непримиримую борьбу, легла в основу зороастризма, являющегося мировоззрением цивилизаций Междуречья (Вавилон, Ассирия и Персия).

Д. Постой. Понятия Добра и Зла являются основой мировоззрения и Христианства, охватившего всю Европу.

О. Если быть более точным, то концепция Добра и Зла лежит в основе не только христианства, но и иудаизма и ислама, то есть в основе всех монотеистических религий, но здесь Бог значительно сильнее Дьявола. Идея всесильного Бога родилась в Египте, на основе образа фараона которому никто не мог помешать, и по одному слову которого пустыня могла превратиться в оазис. Древние иудеи взяли эту идею из Египта, но отказаться полностью от двух противоборствующих богов не смогли. Появилась идея Дьявола, который, конечно, слабее Бога, и Бог, конечно, его победит. Да и людям такая ситуация была удобна, потому что всегда можно было сослаться на происки Дьявола.

Д. Ну ты даешь! Разговор начался с названия кафе «Инь-Ян», о значении которого никто не задумывается, и перешел на развитие культуры всего человечества. Ты очень наглядно показываешь, как одна и та же идея воспринимается людьми, находящимися в разных условиях.

О. Ничего удивительного. Именно в этом заключается цель деятельности «Нового Акрополя», с обсуждения лекций которого мы и начали первую беседу. Хорошо, но давай все-таки вернемся к древнему Китаю, заложившему основы мировоззрения всего человечества. Итак, китайцы рассматривали Инь и Ян как две взаимодействующие силы, вызывающие изменения в окружающем мире. Китайцы ясно видели, что это противоположные силы только по способу действия, а не по цели. Для наглядности Ян ассоциировался со светом, а Инь с тьмой или с теплом и холодом, но никогда эти силы не боролись друг с другом, а взаимодействовали. Очень скоро возник вопрос: «Для чего все это происходит?». Ответ на этот вопрос тоже был на поверхности. В древнем Китае происходило постепенное освоение новых территорий вниз по течению Хуанхэ. Отдельные поселки объединялись в сначала мелкие коллективы, а потом в царства, которые создавались для решения вопросов, представляющих общие интересы. Здесь не было никакого насилия. Наличие царя улучшало жизнь каждого китайца. Тогда возникло изречение: «Для китайца жизнь без царя хуже, чем для других народов жизнь с царем». Все видели, что без вмешательства отдельных личностей происходит постепенное улучшение жизни людей благодаря развитию общества. Что-то разрушалось, а из обломков создавалось что-то более прогрессивное. В результате объединения концепции Инь-Ян с идеей развития возникла мысль о генеральном плане развития всего мира, реализацией которого и занимаются эти силы. Генеральный план развития получил название Дао. Этим же термином обозначалась и конечная цель развития. Это объясняется особенностью китайского письма, где отдельным иероглифом обозначался и процесс деятельности и результат.

Д. Ты, как всегда, ко всему подходишь глобально. Начали разговор об Инь и Ян, которые сейчас воспринимаются как детские игрушки, а ты увязал их с Дао, которым и сейчас никто не шутит. Дао рассматривается на уровне понятий Бог, Аллах, а этими словами никто не назовет кафе, даже самые отъявленные атеисты. Ну ладно. Давай вернемся к Инь и Ян, о которых ты говорил что эти понятия тесно связаны с геологий. Насколько мне известно, китайцы геологией не занимались.

О. Насчет занятий геологией в Древнем Китае ты ошибаешься. Китайцы знали секреты изготовления бронзовых изделий еще в начале второго тысячелетия до нашей эры, о чем свидетельствуют археологические находки. Огромные бронзовые вазы и другие изделия из бронзы, да еще в большом количестве, не могли быть привезены из Вавилона через пустыню Гоби. Связь с Западом существовала, о чем свидетельствует знакомство вавилонян с концепцией Инь-Ян, но, по всей вероятности, это были очень редкие переходы единичных путешественников, таких как Марко Поло, который был первым европейцем, попавшим в Китай в 13 веке. Если бронзовые изделия изготавливались в Китае, то и производство бронзы происходило здесь же, а для этого были необходимы руды, содержащие олово и медь. Поисками месторождений этих руд и занимались первые геологи. Другой, очень важной для Китая задачей, были поиски подземных вод для заложения колодцев в пустыне. Одним словом, геологической деятельностью китайцы занимались, и, как видно из археологических раскопок, довольно успешно. Конечно, у древних геологов не было научных концепций, которые упрощают поиски и разведку месторождений полезных ископаемых. И уж точно, в своей работе они не использовали понятия Инь и Ян. Разведка велась на интуитивном уровне, что само по себе интересно, и об этом мы еще поговорим, если тебе не надоест беседовать со стариком.

Д. Насчет того, что мне надоест беседовать с тобой, то ты ошибаешься. Во-первых, мы беседуем довольно редко, во время твоих приездов в гости, во-вторых, ты не навязываешься с беседами, как обычно бывает со старыми людьми, а я сама их начинаю. Откровенно говоря, сначала я поддерживала беседы с тобой для получения нестандартной информации, которой пользовалась во время контактов с коллегами и другими образованными людьми. В некоторых случаях, отдельные твои высказывания воспринимались с большим интересом. Для того, чтобы эти мысли не выглядели как отрыжка не переваренного куска пищи, мне пришлось их обдумать и увязать со стандартной информацией, которой владели мои собеседники. В результате такого переваривания, эти мысли стали частью мировоззрения и начали положительно влиять на мой образ жизни. Сейчас я вполне согласна с древними греками, которые говорили, что философские беседы не только интересны, но и полезны. Будем надеяться, что нам удастся еще много раз поговорить на эти темы, тем более что мы до сих пор не вышли еще из учений Древнего Китая, а впереди учения Египта, Индии, Вавилона, Греции и Рима, средневековых арабов, европейского Возрождения, да и современные философы кое-что добавили в мировую сокровищницу........... Ой! Извини, тут звонит очень серьезный человек.

-------

-------

Д. Мне срочно надо сходить на остановку метро «Ботанический сад» и взять важные документы. Это займет не больше 30 минут. Посиди на вот этом бревнышке, отдохни. Я скоро вернусь, и мы продолжим нашу беседу.

Пожалуйста, поделитесь этим сайтом в Вашей соц.сети:
  1. Мария:

    Я – врач, в институте изучала психологию, и, конечно, с понятиями Психической энергии и Либидо знакома, но ни в жизни, ни на работе никогда ими не пользовалась.

    Вы – геолог, но свободно оперируете этими понятиями и в тексте и, по всей вероятности, в жизни.

    Особенно удивило удачное выделение Либидо, как части психической энергии, которой человек оперирует сознательно. Обычно эти понятия рассматриваются как синонимы.

    Философия этими вопросами вообще не занимается.

    Как это получилось?

  2. Остап:

    Ваш вопрос напомнил мне сценку в ателье по пошиву мужской одежды: в центре стоит Райкин в несуразном пиджаке и возмущается качеством выполнения заказа, перед ним заведующая ателье, а вокруг мастера по пошиву. Заведующая никак не может понять, к какой части пиджака у него претензии. Вот стоят все мастера, которые принимали участие в пошиве пиджака: Петров – шил правый рукав, Иванов – левый, Сидоров – воротник, Домовская – спинку и так далее. Чем Вы недовольны? Райкин стоит в растерянности и спрашивает заведующую: а Вы что делали?

    Заведующая ответила: я пришиваю пуговицы. У Вас есть претензии к пуговицам?

    Райкин: «Нет. Пуговицы пришиты намертво».

    Так и в жизни: медики занимаются телом человека, психологи – психикой, философы – Вселенной.

    Я занимаюсь системой Вселенная – Человек, с точки зрения оптимизации взаимодействия этих частей по критерию максимально счастливой жизни.

    В результате взаимодействия со Вселенной человеческий организм вырабатывает психическую энергию, а с помощью Психики организует ее оптимальное использование. Чем больше будет выработано энергии и чем рациональнее она будет использована, тем счастливее будет жить человек.