Дочь. Как тебе нравится наш источник?
Отец. Прекрасный источник! Как геолог, турист и альпинист видел много источников, но обычно они находятся в горах и удалены от населенных пунктов. А этот расположен почти в центре Харькова, в парковой зоне и хорошо оборудован для отдыха. В каждый приезд в Харьков обязательно, хотя бы один раз, прихожу сюда и здороваюсь с источником. Ты же знаешь, что наши далекие предки были выходцами из Греции. За верную службу России Екатерина II дала дворянство моему предку и наградила родовым поместьем под Харьковом. Так вот, это греческое происхождение передалось мне от матери в виде уважения к греческим богам и мифологии. Древние греки считали, что кроме бессмертных богов, в мире существует много божков, в виде ручейков, рек, гор, рощ и других. Эти божки живут долго, но не вечно. В конце концов, они умирают: ручей высыхает, гора разрушается, роща сгорает. Но пока они жили, греки относились к ним с большим уважением, и часто приносили жертвы в благодарность за то, что они делали для них. Действительно: родник позволял утолить жажду, ручей давал воду для полива виноградника, роща предоставляла место для отдыха и для сбора плодов. Вспомни, как нас встречали ручейки в тундре, когда мы ходили за грибами.
Д. Да, действительно. Как только подходишь к ручейку, он начинает что-то весело говорить: говорит, говорит, как будто очень соскучился без людей, а произошло столько событий, о которых надо обязательно рассказать. Если не было времени посидеть и послушать его рассказ, и мы шли дальше, то ручеек сразу же замолкал, но видно было, что он не обижался, а понимал, что у людей много своих дел и им некогда его слушать. Если на обратном пути мы опять подходили к этому ручейку, то он нас весело встречал и так же безобидно провожал.
О. В философии такое отношение к отдельным объектам природы называется антропоморфизмом. Диалектический материализм иронически относится к подобным явлениям, и считает, что это остатки восприятия мира первобытными людьми, и от такого отношения к природе надо избавляться, как и от родимых пятен капитализма. Жизнь показала, что мы сейчас с трудом возвращаемся к капитализму, родимые пятна которого партия выжигала каленым железом. В сознании советских людей формировалось такое же отношение к природе. Мы покоряли природу, любовь к которой считалась излишней сентиментальностью.
Д. Да, между прочим, это особенно ярко проявляется в Норильске, где участки совершенно нетронутой природы чередуются с плодами человеческой деятельности в виде переплетения ржавых труб, отвалов горных пород, кучами мусора, отравленным воздухом.
О. Ты хорошо заметила насчет воздуха. Внешне это не очень проявлялось, но даже при подлете к Норильску, за пятьдесят километров от города, в вертолете становилось трудно дышать. В газетах регулярно сообщалось о состоянии атмосферы. Каждый день в отдельных районах было 20-30 ПДН окиси серы, а ПДН – это предельно допустимая норма содержания вредного газа в атмосфере. Были случаи, когда люди теряли сознание прямо на улицах города. Ежегодно Горно-металлургический комбинат платил Канаде огромные штрафы за нанесение вреда экологии этой страны, которая расположена на расстоянии нескольких тысяч километров от Норильска. Даже Северный ледовитый океан, покрытый кристально чистым льдом, не мог достаточно очистить воздух.
Д. Постой! Если в Норильске так страшно, то зачем же мы переехали туда из Киева, да еще и прожили там больше пятнадцати лет? Неужели только ради денег?
О. Деньги тоже играли определенную роль, но далеко не основную. Из Киева мы уехали сразу же после аварии на Чернобыльской атомной электростанции, которая также явилась последствием покорения природы коммунистами. Тебе с Тарасом было около четырех лет, а это возраст, в котором влияние радиации вызывает самые опасные последствия: в организме происходит формирование половой системы, малейшее изменение в которой приводит к появлению мутаций в потомках. Нам не хотелось иметь травмированных внуков. Как ты помнишь, сначала мы переехали в Игарку, где была самая лучшая экологическая обстановка в Советском союзе. Тем более, что мне, как кандидату наук, сразу же предложили трехкомнатную квартиру в благоустроенном доме.
Д. Ладно! Это я хорошо помню, но в прошлый раз мы не закончили беседу о философии древнего Китая. Ты восторгался их мыслями о мироздании.
О. Действительно. Мне особенно понравилась лекция в «Новом акрополе» о силах Инь-Ян, которые творят мир. Раньше, конечно, я слышал об этой особенности философии Древнего Китая, но рассказы об Инь-Ян и пяти первоэлементах были как какая-то особенность Китая, не связанная с мирозданием. Как древнегреческие легенды о подвигах Геракла. В «Новом акрополе» эти понятия были представлены совсем в другом свете.
Д. Не известно, там ли все было представлено в новом свете, или ты воспринял эти идеи с новой точки зрения, которую ты занял в результате приобретенного жизненного опыта и философских знаний, полученных путем самообразования.
О. Действительно. Жизненный опыт оказал влияние на восприятие новой информации, но большую роль сыграла непринужденная форма изложения материала. Обычно все излагается в строго систематизированной форме. Одним из основных требований к построению лекций является строго структурированная форма изложения материала. Все рабочие программы по каждому предмету проверяются на систематичность изложения нового материала. Существуют типовые программы преподавания предмета, от которых нельзя отклоняться. С этим я столкнулся во время работы доцентом в Норильском индустриальном институте. Наблюдая за тем, как студенты воспринимают материал и вспоминая, как меня учили в институте я понял, что это самая неудобная форма передачи знаний. Ум человека обычно сопротивляется засовыванию в него уже сформированную четкую систему. Используя определенную систему поощрений и наказаний, удается внедрить объект в память студента, а потом на экзамене проверить насколько удачно прошла операция. Причем, при проверке оценивается только полнота внедрения. При полноте внедрения 90% студент получает отличную оценку, 75% оценивается на хорошо и так далее. Очевидно, что практически использовать неполную систему знаний невозможно. Представь себе работу телевизора без экрана или работу автомобиля без рулевого управления.
Д. Так оно и есть, но хорошо представляю себе реакцию университетских профессоров, которые меня недавно учили, на подобные рассуждения. В лучшем случае они назвали бы тебя дилетантом или новичком в преподавательском деле.
О. Да, но это было бы сказано довольно эмоционально, что само по себе говорит о том, что внутри они согласны со мной. Дело в том, что обычно профессором является бывший отличник, который сразу же поступил в аспирантуру на своей же кафедре, после окончания которой, стал работать ассистентом, защитил диссертацию, был переведен на должность старшего преподавателя, потом доцента, защитил докторскую диссертацию, и, наконец, стал профессором. Существующий стиль преподавания впитывался с молоком матери в процессе общения с коллегами. На старости лет такой профессор не может представить себе чего-то другого, и вполне искренне осуждает всех думающих иначе. Это осуждение выражается в отсеивании инакомыслящих при избрании на преподавательские должности и при защите диссертаций, поэтому до уровня профессоров доходят только такие же как и сами судьи, и в дальнейшем они ведут себя так же, как их учителя. Я пришел на преподавательскую работу в зрелом возрасте, с ученой степенью и большим жизненным опытом, поэтому смотрел на вещи совсем иначе. Мне приходилось передавать рабочим, техникам и инженерам определенные знания для того, чтобы они тут же использовали их на практике.
Д. Ну ладно. Давай вернемся к нашим баранам. Так что же ты хотел сказать насчет Инь и Ян? Между прочим, эти термины сейчас очень модные. Я видела даже кафе с названием «Инь-Ян», которое раньше называлось «Под интегралом».
О. Концепция Инь-Ян и пяти первоэлементов появилась в Китае не позже середины второго тысячелетия до н.э., задолго до появления философских концепций о мироздании в Египте, Вавилоне и Индии. В этих странах были преставления о мире, но они имели призрачный характер в виде Земли, покоящейся на спинах трех китов, или множества богов, которые рождают Солнце, Землю, звезды. Концепцию Инь-Ян и пяти первоэлементов можно назвать научной. Она заключается в следующем. Весь мир состоит из пяти первоэлементов: земля, вода, воздух, дерево и металл. Количество этих элементов неизменно и они не превращаются друг в друга. Все вещи образуются в результате соединения этих элементов определенным образом, в результате чего возникают предметы материального мира. Созданием предметов из первоэлементов занимается духовная личность Ян, в голове которой находятся формы создаваемых предметов. Духовная личность Инь занимается разрушением имеющихся предметов, которая заключается в разложении объектов на первоэлементы. Из образовавшихся первоэлементов Ян создает новые, более совершенные объекты по другим формам. Работа Ян немыслима без разрушающей деятельности Инь, потому, что количество исходного материала постоянно. В результате совместной деятельности Ян и Инь происходит развитие материального Мира.
Д. Ты это как-то оригинально и очень наглядно обрисовал. Действительно, если все первоэлементы уже вошли в состав существующих предметов, то создать новое невозможно без разрушения старого. Для того чтобы построить дом необходимо срубить деревья. Для того чтобы теленок превратился в быка ему надо давать сено. То же происходит и с человеком. Ребенок ест мясо и увеличивает объем своих мышц. Мясо получается в результате уничтожения животного.
О. Ты правильно поняла суть этой концепции: из ничего, ничего не получится. Это очень хорошо понимали древние китайцы, которые все делали своими руками. Я уже говорил, что население Китая образовалось в результате быстрого увеличения численности первоначально небольшой группы соплеменников. Быстрое размножение было обусловлено благоприятными условиями существования и отсутствием противников, с которыми надо было бы воевать для расширения своей территории. В этих условиях все потомки первоначального племени были в одинаковом положении, и у них не было рабов, которые обычно появляются в результате войн с соседними племенами. Работать приходилось всем, а благоприятные условия предоставляли время для размышлений. По менталитету все китайцы были похожи, поэтому они могли свободно обсуждать любые возникшие мысли. Связь между удаленными поселениями легко поддерживалась по реке Хуанхе. Такие уникальные условия способствовали разработке очень глубокой космогонической концепции, частью которой была система Инь-Ян.
Д. Постой! А чем условия древнего Египта отличались от обстановки в Китае?
О. Большое различие между развитием этих цивилизаций заключалось в том, что, с одной стороны, естественные разливы Нила упрощали обработку земли и обеспечивали земледельцев удобрениями. Египтянам оставалось только разбросать зерна в сырую почву и ждать созревание урожая. Такие условия способствовали появлению представлений о высших силах, заботящихся о людях. С другой стороны, довольно скоро для расширения обрабатываемых земель потребовалось создавать довольно сложную сеть ирригационных сооружений, охватывающих большие территории. Для создания и обслуживания этих сооружений потребовалась централизованная власть в лице фараона. По распоряжению фараона создавались искусственные оазисы. Требовалось только проложить небольшой канал и на пустом месте возникало чудо в виде оазиса, окруженного песками пустыни. Высокая централизация власти, которая легко создавала чудеса, сформировала у египтян специфичное мировоззрение, отличное от мировоззрения китайцев.
Д. Все это очень интересно, но пора уже идти домой. Сегодня была пасмурная погода, и нам не удалось окунуться в водах родника и позагорать, зато мы, сидя на удобных скамейках, провели довольно интересную беседу. Людей сегодня мало, и Олегу уже надоело одному играться на детской площадке. Видишь. Он довольно решительно идет к нам и сейчас попросится домой. Давай продолжим эту беседу в другой раз, когда будет солнечная погода. Тем более что ты загрузил меня довольно большим объемом информации, которую надо переварить. Здесь есть одна тенистая дорожка вдоль балки. По ней можно гулять прямо в купальниках, а беседовать все-таки лучше во время прогулок.
С Вами интересно общаться, но жизнь накладывает свои ограничения. Сейчас, слава Богу, большинство проблем удалось решить, и я могу снова, с удовольствием, заняться философией.
Итак. В последнем комментарии Вы написали, что я слишком четко стала формулировать мысли и говорю почти Вашим языком. Предполагаете, что это я пародирую Вас. Дело обстоит с точностью прямо – наоборот.
Я – врач, и как многие древние врачи, например Авиценна, заинтересовалась строением Мироздания, частью которого является человек. Из энциклопедий, словарей, справочников, а последнее время и из Интернета собрала описание основных понятий, из которых можно построить концепцию Мироздания: Вселенная, Бог, Материя, Мир форм вещей, Жизнь, Добро и Зло, Пространство и Время, Развитие, Субстанции, Человек, Большой взрыв, Черная дыра, Кротовые норы, Теория относительности, Конец света, Совесть, Грех и много других.
Задачу построения концепции Мироздания я рассматривала, как детскую игру, в которой из множества фрагментов нужно построить целостную картину. Как педиатр, я иногда использовала этот прием при работе с детьми. Но в моем случае задача оказалась намного сложнее: по каждому понятию существует от трех до десяти разных определений.
Многолетние попытки построить из этих понятий целостную картину не увенчались успехом. Я сидела перед ворохом этих фрагментов, чувствуя, что все-таки какая-то система должна быть. Обстановка резко изменилась после знакомства с Вашими заметками: туман рассеялся и я четко увидела целостную картину Мироздания. Большое спасибо!
Оказалось, что из всего вороха, имеющихся у меня определений надо было взять5% и объединить их в одну систему. Остальные 95% оказались хламом, который только мешал работать.
А Вы говорите: «пародирую».
Да я в восторге от Вашего метода работы!
Слава Богу, Вы снова появились в эфире. Откровенно говоря, я даже испугался. Но, «вернемся к нашим баранам».
Спасибо на добром слове!
Судя по методу работы с понятиями видно, что Вы не только врач, но и кандидат наук.
Я в восторге от Вашего метода мозаики. Очень наглядно. Я использовал теорию множеств: полное множество, избыточное, недостаточное, подмножество, пустые элементы. С помощью вашего метода мозаики все можно объяснить очень наглядно.
Вы считаете, что я, как и Вы, тоже собрал все понятия, относящиеся к Вселенной, выбрал правильные и из них построил целостную систему.
Дело обстояло намного сложнее. Из множества элементов, в котором необходимый набор составляет не более 5%, выбрать эти элементы можно только имея четкое представление о виде искомого объекта. В терминах теории мозаики для выбора нужных элементов необходимо знать, что искомая картинка является фотографией горного пейзажа, портретом какого-то человека или городским пейзажем.
Но в нашем случае такой информации нет, поэтому я шел по пути не выбора нужных элементов, как Вы предполагаете, а путем исключения лишнего.
Лишними являются абсурдные понятия, например, дематериализация, телепортация, искривление пространства, «Кротовая нора», переход из материального мира в духовный через черную дыру, множественность Вселенных и многие другие.
Помехой являются синонимы, когда один и тот же объект называется разными именами. В терминах теории мозаики это является наличием копий отдельных фрагментов картинки.
Большое количество лишних элементов создают заведомо ложные концепции типа Идеализм, Материализм и другие. Эти концепции хорошо описаны, поэтому легко определить соответствующие фрагменты и удалить их из общего набора.
Из оставшихся понятий я, как Наф-Наф из сказки про трех поросят, приступил к строительству концепции Вселенной.
Почему «приступил к строительству»? Вы что продолжаете строить и «Заметки» не являются описанием целостной картины?
Кстати, Вы правильно догадались, что я кандидат наук. Из Вашей биографии, приведенной в разделе «Друзья сайта», видно, что Вы тоже кандидат наук, да еще и доцент. Выходит, что у нас много общего.
В «Заметках» изложена целостная концепция Вселенной. Слово «приступил» написал потому, что работа по построению концепции заняла в десять раз больше времени, чем формирование исходного массива понятий.
Я, так же, как и Вы, никак не мог построить из этих понятий целостную картину, пока не понял, что в имеющемся наборе отсутствуют важные детали.
Такими фрагментами оказались Объемный взрыв и Критическая плотность материи.
После дополнения этими понятиями имеющегося набора сразу сформировалась целостная картина Вселенной, которая описана в «Заметках».