Дочь. Папа! Сколько можно тебя ждать? Я приготовила ужин, а тебя все нет.
Отец. Постой. Ты же сама посоветовала мне ходить на лекции о Великих Учениях Востока и Запада. Так вот, там я и был, и уже не первый раз.
Д. Да-да. Вспомнила. Но что-то ты слишком увлекся этими лекциями. Я посоветовала тебе сходить туда в основном для того, чтобы ты послушал учение индуистов о разделении людей на три категории: сатва, раджас и тамас. Тамас – это те, кто заботится только о своей семье и самых близких людях. Это как мама. Она считает справедливым все, что приносит пользу ее семье, даже если это наносит вред окружающим. Раджас заботятся об интересах государства, которое состоит из многих семей, одной из которых является их собственная семья. Это – политические деятели, которые в интересах своего государства охотно разорят или даже уничтожат окружающие государства.
О. Да-да. Все правильно, а сатва – это люди, которые мыслят в масштабах всего Человечества. Ты и направила меня на эти лекции для того, чтобы показать, что я отношусь к категории сатва и думаю о семье меньше, чем о Вселенной и Человечестве.
Д. Ну! Может быть, подсознательно именно это я и имела в виду, хотя, в общем-то, если посмотреть объективно, то именно ты обеспечиваешь меня и брата, а мама поддерживает нас только морально.
О. Вот видишь. Широкий взгляд на вещи, который угоден Богу больше, чем узкоэгоистический, может иметь и практические результаты. Сама подумай. Бог создал весь Мир и занимается всем Миром, поэтому Он оказывает большую поддержку тому, кто свои действия согласует с общей ситуацией, а не заботится только о своих личных интересах.
Д. Может быть это и так, но ты как-то странно смотришь на вещи.
О. Если вернуться к лекциям о Великих учениях, то вопрос о разделении людей на категории подсознательно заинтересовал тебя как психолога. Меня же, как геолога, больше заинтересовала начальная лекция о философии древнего Китая, а более конкретно о происхождении Мира.
Около пятидесяти лет я занимаюсь геологией и хорошо изучил процессы, в результате которых образуются месторождения полезных ископаемых. Последнее время преподавал геологию горным инженерам в Норильске. Здесь пришлось коснуться вопросов о происхождении Земли. Обычно исходным пунктом была вращающаяся газопылевая туманность, из которой образовалась Солнечная система. Эти гипотезы мы проходили и в институте. Тогда у меня не возникало никаких вопросов, но в шестьдесят лет при большом опыте геологических и научных исследований у меня возникли вопросы о происхождении туманности, а потом о происхождении химических элементов и так далее. Пришлось заняться космогонией, но там возникло еще больше вопросов. Вот в этом свете меня очень заинтересовали космогонические взгляды древних китайцев, излагаемые в цикле лекций, проводимых культурной ассоциацией «Новый Акрополь».
Д. Действительно! Эти лекции позволяют взглянуть на уже имеющиеся знания с другой точки зрения. Меня удивил подход древних индусов к психике человека. В университете мы очень детально изучали психику животных: ощущения, восприятия, представления, память, чувства, потребности, обдумывание ситуации и принятие решений, деятельность, направленная на достижение намеченных целей и так далее. Все это прекрасно делает и собака, если к ней внимательно присмотреться. Прослушанные лекции показали, что еще за тысячу лет до нашей эры люди подходили к Человеку совсем с другой точки зрения.
О. Ну, это ты уже перегибаешь. Все перечисленные свойства, конечно, нужно изучать, но нельзя смешивать животную часть человека с его специфически человеческими качествами. Именно этим отличается подход древних индусов и греков от современного подхода. Заслуга «Нового Акрополя» и состоит в расширении мировоззрения современного человека. Как указано в программных документах этой ассоциации целью ее деятельности является «возрождение философии как действенной силы обновления человека и общества».
Д. Выходит, именно эти высокие цели деятельности Ассоциации тебя так заинтересовали, что ты не пропускаешь ни одного занятия. Высокими целями прикрывались лекции в советские времена, когда восхвалялся «Моральный кодекс» строителя коммунизма. Широко распространены циклы лекций и современных индуистов, проповедующих кришнаизм и буддизм.
О. Ты правильно заметила, что все перечисленные организации прикрывались высокими идеями, а на самом деле стремились к значительно более низким целям. Высокие идеи Коммунизма и гармонично развитого человека нужны были только для укрепления власти Коммунистической партии, которая стремилась подчинить себе весь мир. Религиозные организации ведут свою пропаганду для увеличения численности членов своей организации. Кроме этого, в основе всех перечисленных видов пропаганды лежат какие-то канонизированные труды, отклониться от которых лектор не может. В советские времена, тех, кто отклонялся от марксистско-ленинского учения, называли ревизионистами и довольно строго преследовали вплоть до расстрела. Вспомни троцкистов, бухаринцев и других. В университете мы изучали диалектический материализм. Один добросовестный студент попытался докопаться до истины философской системы материализма. Он изучил первоисточники и начал, без всякой задней мысли, задавать соответствующие вопросы на семинарах. Отдаленными намеками его старались поставить на место, но он никак не мог понять, что от него хотят. В конце концов, его под каким-то благовидным предлогом отчислили из университета и сразу же призвали в армию. После этого мы все стали говорить только то, что написано в учебнике.
Д. Теперь мне понятно, почему ты так ответил секретарю парторганизации. А ну, напомни мне этот разговор.
О. Это действительно интересно. Однажды, уже в пост хрущевские времена, когда я работал начальником партии в Крымской геофизической экспедиции и иногда позволял себе некоторые высказывания на философские темы, секретарь парторганизации публично задал вопрос: «Вот Вы сейчас так говорите, а что Вы говорили на эти же темы когда учились в университете?» Я сказал, что в университете говорил о том, что спрашивали. Меня не спрашивали мое мнение, а задавали вопрос о том, что говорил Энгельс, Маркс, Ленин и другие классики марксизма. Я и говорил о том, что они написали. Секретарь парторганизации ничего не ответил, но путевку в санаторий дали другому сотруднику.
Вернемся к теме беседы. В христианстве, тех, кто не исполнял решения церковных соборов, называли еретиками и очень часто сжигали. Вспомни, что было с Галилеем. Ему пришлось публично отречься от гелиоцентрической системы. Этим он спас себе жизнь, но был приговорен к пожизненному заключению в тюрьме, где через год и умер. Даже в Древней Греции, где было множество богов, за отклонение от общепринятых взглядов наказывали очень строго: Сократа приговорили к смерти, а Аристотелю пришлось бежать из Афин.
Д. Понимаю. Ты хочешь сказать, что тебе понравилась организация работы «Нового Акрополя» тем, что у них нет материальной заинтересованности в увеличении численности своих рядов и нет жестких рамок, выход за которые преследуется.
О. Не только это. Самое главное то, что организаторы ассоциации рассматривают все известные учения, как части единого Великого учения. В древней Греции было много философских школ, оставивших глубокие следы в философии: платонисты, последователи Аристотеля, эпикурейцы, киники, стоики и другие. При всей демократичности греческого общества, эти школы враждовали друг с другом. Они только развивали идеи, заложенные их основателями, не пытаясь воспринять что-то полезное от других. А что мы имеем сейчас в философии. Кроме крупного деления на материалистов и идеалистов, существует много отдельных систем: экзистенциализм, позитивизм, неопозитивизм, томизм и другие. Сторонники этих систем и не думают объединить их в одну систему философских знаний о Мире, которой можно было бы пользоваться в жизни.
Д. Постой-ка. А чем, собственно говоря, отличается работа «Нового Акрополя» от преподавания философии в ВУЗах. Я не так давно изучала философию в университете, а потом сдавала канд. минимум по философии в аспирантуре. Там мы изучали все учения, в том числе и древние. В этом смысле предлагаемый цикл лекций является частью общего изучения философии, только более детальным. Ты же сам обратил внимание, что на лекциях довольно много студентов. По всей вероятности, это студенты с философского факультета.
О. Не совсем так. В советское время изучали не философию, а диалектический и исторический материализм. Конечно, цикл лекций охватывал и древние и современные учения, но только в свете их соответствия или несоответствия диалектическому материализму. Преподаватели философии были поставлены в положение средневековых схоластов, задачей которых было дать философское обоснование христианства. Ни советских философов, ни средневековых схоластов не интересовала Истина, которой можно было бы пользоваться в жизни. Концепция была уже заранее готова, ее нельзя было менять, а надо было только обосновывать.
А как сейчас преподают философию в ВУЗах? Ты говорила, что на занятиях философией вы проходили все учения. Так как геология довольно тесно связана с философией, я поинтересовался программой изучения философии горными инженерами и поговорил с преподавателями философии. Оказалось, что преподают не какую-то определенную концепцию мироздания, а все, что известно о философии. Учебник по философии превратился в справочник, откуда ты можешь брать все, что захочешь. По инерции, сохранился материалистический уклон, так как все преподаватели вышли из Советского союза. В голове у студента формируется не определенная концепция, а клубок переплетенных противоречивых концепций. Это еще хуже, чем диалектический материализм советских времен. Один студент, между прочим, отличник, которого потом оставили на кафедре, и который помнил мой мировоззренческий уклон при преподавании геологии, однажды очень эмоционально сказал: «Зачем мне эта философия!!!». Остальные молодые преподаватели, которые учились в нашем же институте, молча, поддержали его.
Д. Действительно. Изучение философии не доставило мне никакого удовольствия, и уж во всяком случае, никак не повлияло на мировоззрение. Часто вспоминала слова одного из учеников Сократа: «Занятия философией не только интересны, но и полезны!». А Цицерон говорил: «Не любить философию – это все равно, что не любить родную мать». Если почитать диалоги Платона, то действительно философия интересна и полезна, но такого легкого изложения довольно глубоких идей как у Платона не встречала больше нигде. Причем, чем дальше, тем изложение становилось все более и более тяжелым и достигло максимума в трудах Гегеля и Хайдеггера.
О. Ну вот видишь, как обстоят дела, а Ассоциация «Новый Акрополь» стремится из всех имеющихся учений извлечь рациональное зерно и с учетом новейших философских учений и новых научных данных построить единое Великое учение. Именно к этому стремились все древние философы, и о чем забыли современные. Соответствующим образом построена и работа Ассоциации: сначала проводится цикл изучения известных учений, потом второй цикл анализа имеющихся данных и третий цикл синтеза результатов анализа в единое Великое учение. Имеется в виду, что у человека, который прошел все циклы обучения, сформируется правильное мировоззрение, благодаря которому он приобретет истинное счастье (достигнет Нирваны).
Д. Ой, папа, все это очень интересно, но ужин уже давно остыл и мне нужно укладывать Олега спать, а то завтра его не поднимешь. Подогрей себе ужин сам, а этот разговор продолжим в другое время.
Трудно представить чтобы отец так беседовал с дочкой.
Неправдоподобно ?
Конечно, мы не все время говорим на философские темы, а только во время моих редких приездов к ней в гости из Брянска в Харьков. Да и написал я эту беседу по памяти, десять лет спустя. Произошло это после выхода в свет моих «Заметок от Остапа» на этом же сайте. Советую почитать. Очень интересно! Буду рад, если Вы и там поместите свои комментарии.
А у нас с дочкой происходят очень глубокие философские разговоры. При том, что ей всего 11 лет.
Сейчас дети совсем другие чем мы. Намного мудрее и осознанней. Я часто удивляюсь ее мыслям.
Наташа!
Ваше письмо меня очень обрадовало.
Основы мировоззрения человека формируются с 10 до 15 лет, и это в большинстве случаев происходит стихийно. Беседы со многими уважаемыми людьми показали, что о своем мировоззрении они толком ничего не могут сказать.
Вы вовремя занялись образованием своей дочери, но «Зажечь может только тот, кто сам горит». Подумайте, а вооружены ли вы сами четким мировоззрением?
Свое мировоззрение я изложил в «Заметках от Остапа». Считаю, что это единственно истинное мировоззрение в Мире. Советую почитать заметки.